ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭПОСА
"Сказание о скифах, их происхождении и конце"
Отдельные факты.
Познескифское время - 500 гг. до н. э. Скифами называли многие кочевые племена, живущие на всём пространстве Великой Степи, от Крыма до Байкала.
К скифской относят культуру, оставившую после себя характерные курганные захоронения и так называемый "звериный стиль" в искусстве.
Геродот посвятил одну из своих книг скифам, где описывал горную страну - сердце Скифии, где добывалось много золота, и мифические птицы-грифоны стерегли его от чужеземцев.
О происхождении скифов неизвестно ничего. Анализ имён скифских вождей, упоминания о которых дошли до исторического времени, говорят об иранских корнях этих народов.
В скифских захоронениях обнаружены огромные количества искусно сделанных золотых украшений. Их предназначение - обиходное и духовное, отнюдь не для красоты, каждая пуговичка отделывалась кожей и покрывалась золотом. Золоту придавалось очень важное значение в одежде и в упряжи лошадей, в каждой детали костюма. Скифы не использовали другой посуды, кроме золотой, по словам Геродота.
У скифских племён не было социального разделения в историческом смысле, не было государственности, были вожди, называемые царями, и выбираемые духами для определённой деятельности мастера. Однако по слаженности и организации походов, повседневной жизни, искусств, скифское общество намного превосходило самое организованное современное, ибо было связано единой идеей.
Однако археологи и историки до сих пор относят скифов к народам с примитивным развитием общества.
Скифы придавали огромное значение лошадям: одна лошадь для битвы, одна лошадь для походов, одна лошадь для хозяйства, одна для еды… Этот принцип позже с лихвой использовали монгольские племена - татаро-монгольское войско Чингисхана, передвигаясь по степи со скоростью более ста километров в день, меняя лошадей
(для справки, обычная лошадь проходит в день тридцать-сорок-максимум пятьдесят километров).
Когда воин умирал, все его лошади, верные только ему и воспитанные только им, слушающиеся только его, клались в общую с ним могилу.
Грива коней и хвост заплетались золотой нитью, на морду надевалась маска, украшенная золотом, иногда с золотыми рогами.
Управляя лошадью лишь ногами, скифы могли стрелять в движении из лука, особого, изобретённого ими, наборного из костяных пластин. Скифские войска считались непобедимыми. Армия Александра Македонского была остановлена лишь скифами.
Все мужчины - воины, носили особые наборные пояса из бронзовых, иногда золотых пластин, считавшимися знаками воинского отличия.
Скифы на строили городов, были кочевниками, однако разводили скот и могли жить подолгу на одном месте, что отличало их от поздних кочевников исторического времени.
И в то же время история прославян и предков сибирских народов свидетельствует о небольших древних поселениях на всём пространстве Великой Степи. Это означает лишь неоднозначность населения, что кочевники жили совместно с осёдлым населением.
На всей территории Сибири, малой Азии и в некоторых европейских регионах оставлены вертикальные камни с высеченными изображениями воина с одной рукой на поясе, в другой с чашей, на восток смотрящие.
В раскопках пазырыкской культуры на Горном Алтае найден ковёр, расшитый алым пурпуром - краской, происхождением из Египта, в больших количествах, что свидетельствует об активных связях этих народов на больших расстояниях.
По мотивам росписи и украшений археологи делают вывод, что народы, оставившие пазырыкскую культуру, пришли с территории Древней Персии на земли, где уже жило другое коренное население.
О происхождении народов Древней Персии нет однозначного свидетельства, однако, известно, что там жили народы, некогда вторгшиеся в Индию и позже в Китай, и называемые Ариями.
Арии сжигали, кремировали воинов, их язык - протоиндоевропейский. Находят очень мало материальной культуры этих народов.
Скифы хоронили своих воинов в определённые курганы, их язык неизвестен, но его относят к протоиранской группе.
У большинства тюркских народов имеются героические эпосы о великих богатырях, - на Алтае несколько десятков таких эпосов.
У каждого воина был чёрный войлочный остроконечный шлем, по виду напоминающий "будёновку", с деревянным украшением наверху в виде мифической птицы, редко оленя. Деревянная статуэтка обтягивалась кожей и украшалась тонкой золотой фольгой, тщательно прорисовывались все детали: перья, лапки, клюв, глаза делались из деревянных бусинок и оборачивались золотом, крепились нитью. Это встречалось у каждого, даже рядового воина.
Через несколько сот лет после пазырыкской культуры всё пришлое кочевое население неожиданно поднимается и уходит, скифы постепенно исчезают с исторической сцены, становясь осёдлыми и растворяясь среди иного коренного населения. По континенту распространяются новые племена - прототюркские, пришедшие с востока. Скифы были индоевропейцами.
Но если бабушка светловолосая и широкоглазая, а дедушка узкоглазый и смуглый - оба почитаются как предки, даже если в потомках - лишь узкоглазые и смуглые или светловолосые и широкоглазые.
В 1993 году во время раскопок на плато Укок, высокогорная область Горного Алтая, найдена и поднята мумия знатной женщины, сохранившаяся в вечной мерзлоте вместе со своей одеждой, вещами, конями. Курган был разграблен ещё в древности, но под разграбленным захоронением находилось нетронутое. Курган расположен отдельно от других, в пустынной местности - обычно курганы с захоронениями объединялись в родовую цепочку. Раскопки были учебной практикой аспирантов - Сила, что правит судьбой, направила внимание на ничем не приметный, забытый курган, полуразрушенный в современное время. Сила открыла этот курган, ибо время его пришло, пришло время открыться той тайне, что он хранил.
Множество мелких и искусных предметов из золота с изображением мифических и реальных животных, почти полностью сохранившаяся одежда и парик, головной убор найдены в захоронении. Я вижу Силу, чтоб привести детали:
"На женщине просторная шелковая рубаха желтоватого цвета с закрывающими кисти рукавами была отделана по швам тонким красным шнурком, а по подолу, горловине, краю рукавов и центру - красной тесьмой; длинная двухцветная (бело-красная) шерстяная юбка держалась на пришитом к ней толстом, свитом из шерстяных ниток, красном поясе с кистями; на ногах - длинные войлочные белые чулки, по верхнему краю украшенные красной полосой узорчатой войлочной аппликации. Ее головной убор, надетый на обритую голову, представлял собой единое сложное сооружение из собственных волос и конского волоса, войлока, шерсти, дерева.
Парик украшен тремя деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На макушку парика крепилось своеобразное навершие в виде длинного лепестка - высокое (около 61 см) сооружение из войлока, обтянутого черной тканью на деревянном каркасе; на него нашиты деревянные фигурки птиц (всего 15), обклеенные золотой фольгой; в специальные пазы вставлялись крылья, лапки, хвостик, вырезанные из кожи. Словно кокарда, на парике крепилась деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем. На прядь волос, собранных на макушке, был надет сплетенный из красной шерсти чехол; в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре. В ушах женщины - золотые проволочные колечки, на шее - деревянная гривна с восемью фигурками лежащих крылатых барсов, покрытая золотой фольгой" - такова была великая искусность мастеров того времени.
На женщине шёлковая рубашка происхождением из Китая свидетельствует о торговых связях и Шёлковом Пути, некогда проходившим через плато Укок.
На сохранившихся участках кожи тела видно множество татуировок: обе руки расписаны от плеч до кистей, татуировки на пальцах. Сохранилось изображение трёх падающих кобылиц с масками на морде, с гривой, заплетённой в множество косичек, так, что археологи приняли это за изображение оленей. По найденным предметам женщину отнесли к знатному роду, хотя сказать по погребению, была ли она шаманкой или правительницей, археологи не смогли - в скифском - пазырыкском обществе было более тридцати различных обладателей тайных знаний наряду с шаманами.
Анализ сохранившихся генетических тканей мумии показал принадлежность к европеоидному типу, родственность с дальними северными народами Сибири, наиболее близкие родственники - селькупы. Современное население Алтая - тюрки, монголоидный тип.
Через некоторое время горы и место то сотрясает разрушительное землетрясение, толчки и волны не прекращаются по сей день, люди, живущие в местах тех, говорят о духах, что желают вернуть мумию на родную землю.
В народе её назвали принцессой или княжной Кадын, что означает Госпожа. Несколько тысяч человек, простые рабочие, чабаны и пастухи, политики и творческая интеллигенция направили обращение о возвращении мумии обратно на Алтай: "несмотря на то, что мумия знатной женщины, называемая алтайской леди или принцессой Кадын, учёные относят к иным генетическим корням, алтайский народ считает её своей прародительницей и своим предком"…
Так и есть, все алтайцы, с кем бы я ни встречался, с кем бы ни говорил, чувствуют эти корни, все видят в ней свою прародительницу.
- Кто это?
- Люди забыли своё соглашение, что сотворили в прошлом, и держит их. Это - часть договора. Лишь немногие помнят и получают Силу.
Сказание о двух сёстрах-хранительницах Алтая дошло до наших дней в легендах.
"Очира-Мандьи, старшая из сестёр:
Лицо её – как полная луна,
Щёки её – как радуга,
Видящие глаза её – как утренняя звезда,
Сама вся милая, ничего не боится,
Конь её мирно пасётся
"Великие воины [-девы] - у дверей их народы пили [вдоволь],
Могучие богатырки - у дверей их собаки кормились,
Мудрые богатырки - дороги Вселенной знали,
Сильные воины [-девы] - земли Вселенной прошли.
… младшая сестра Очи-Бала
ездила на коне из клыкастых,
Знала язык когтистых [зверей],
Зверовать-птицевать имела обычай.
Опора её - стреляющий лук,
За печами её - белые, [заговорённые] стрелы,
Случится война - могла воевать.
…
Видящие её глаза - как синие звёзды,
… Сама милая, с бровями, будто из золота,
Лицо её - [розовое, свежее] как красный маральник [совр. багульник],
Лицо её - как круглая луна,
Щёки её - как радуги.
… Богатырка моя, Очи-Бала,
Щекастому [совр. злоязычному] оскорбить себя не давала,
[В жизни своей] горького дня не знала,
Плечистому пригнуть себя не давала,
Со слезами пощады не просила,
Воин ли подступится - насмерть сожмёт,
Богатырь ли подступится - в охапку схватит,
От рождения рослая, в плечах без выступов,
От рождения сильная, в суставах без выемок.
На спине её, крепкой от рождения,
Пятьдесят жеребцов табуны могли бы пастись,
На лопатках её, как на белой равнине,
В шестьдесят баранов могли бы стоять." *
*
Алтайский героический эпос Очи-Бала в исполнении кайчи А. КалкинаАрхеологические несоответствия свидетельствуют о неких изменениях, произошедших с народами, не зафиксированных на уровне материальной культуры.
Мы объединяем эти разрозненные факты на основе собственного опыта.
Об этом звучит наш Эпос.
Вернуться на основную страницу.